- В этой теме 0 ответов, 1 участник, последнее обновление 9 месяцев, 2 недели назад сделано .
-
Тема
-
Полани М. Личностное знание
Эпистемологическая концепция М. Полани противостоит и позитивизму, и «критическому рационализму» постпозитивизма. Он одним из первых в англо-американской философии подверг серьезной критике позитивистское противопоставление философии науке, тезис о беспредпосылочности (философской ненагруженности) научного знания, свойственные позитивизму наивно индуктивистские представления о логике научного открытия. Он настаивает на том, что человеку свойственно не абстрактное проникновение в суть вещей самих по себе, но соотнесение реальности с человеческим миром. Поэтому любая попытка элиминировать человеческую перспективу из нашей картины мира, считает автор, ведет не к объективности, а к абсурду. Сердцевиной теории познания М. Полани является его эпистемология неявного знания. Изложению этой концепции и посвящена данная монография, впервые вышедшая в 1958 г. в Англии, а затем переизданная в 1962 г. в США.
Концепция «личностного знания» Майкла Полани заключается в том, что абсолютная объективность представляет собой ложный идеал, поскольку любые умозаключения базируются на персональных суждениях. Он опровергает идею о механическом установлении истины путём использования научного метода.
Личностное знание — это не только совокупность утверждений, явных, выраженных в понятиях, суждениях и теориях, но и переживания индивида. Это неявное знание, неартикулируемое в языке и воплощённое в телесных навыках, схемах восприятия, практическом мастерстве. Оно не допускает полной экспликации и изложения в учебниках, а передаётся из «рук в руки» в общении и в личных контактах исследователей.
- Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.